Европейская комиссия (ЕК) запретила физическим и юридическим лицам ЕС участвовать в предложенной Россией схеме обмена активами. Такой вывод можно сделать из разъяснений генерального директората Союза по финансовой стабильности, финансовым услугам и рынкам капитала, который опубликован на сайте этой организации. Запрет объяснен присутствием в цепочке обмена Национального расчетного депозитария (НРД), находящегося под санкциями ЕС и США. Как понимать демарш европейских властей, «МК» выяснил у экспертов.Напомним, что заявления с высоких трибун о необходимости обмена активами между россиянами и иностранцами начались фактически сразу после их блокировки весной 2022 года, когда международные депозитарии Euroclear и Clearstream остановили операции с НРД по причине начала СВО. Из-за агрессивных действий властей Евросоюза ценные бумаги инвесторов, причем как частных лиц, так и компаний, оказались заморожены за рубежом, выплаты по ним перестали поступать. Все типы инвесторов из России — и физические, и юридические лица — не получали дохода от имеющихся у них акций зарубежных компаний с конца февраля 2022 года.
Наша страна на противоправные действия европейских властей ответила зеркально: были заблокированы западные активы в России. Средства эти были сосредоточены на двух типах счетов — «И» и «С». Счета типа «И» используются для обеспечения выплаты дохода по российским суверенным облигациям в пользу владельцев-иностранцев. А счет «С» — специальный, он был открыт инвестору-иностранцу в банке, у брокера, в депозитарии для зачисления туда только рублей, например, дивидендов по акциям и купонов по облигациям. Вывести средства с него нельзя, но имеющимися там деньгами можно было распорядиться прописанным российскими властями образом: заплатить налоги или купить ОФЗ.
В таком виде ситуация находилась до 25 марта 2024 года, когда российская сторона решила запустить механизм обмена замороженными активами между россиянами и иностранцами. Граждане ЕС получили право после проведения всех процедур забрать заблокированные активы за счет хранящихся на счетах типа «С» средств. Размер сделок был ограничен суммой в 100 тыс. рублей на каждого инвестора, но этого оказалось достаточно, чтобы соблюсти интересы большинства пострадавших от санкций физлиц.
К 8 мая был завершен первый этап обмена замороженными активами, в рамках которого россияне подали более 1 млн заявок по активам, которые они хотели бы продать иностранцам. Общий размер предложенных нерезидентам для обмена активов составил 35 млрд рублей. С 3 июня начался второй этап обмена, который завершился 5 июля. В этот период покупатели-иностранцы направляли заявки на приобретение иностранных активов, которые уже были разделены по лотам. По данным организатора торгов, сделки по обмену активами между российскими и иностранными инвесторами должны пройти 12 августа 2024 года. Данный шаг со стороны России все аналитики единодушно признали дружественным. Однако Еврокомиссия долгое время никак не комментировала это предложение, что вызывало опасения у наблюдателей. И вот 25 июля в Европе заявили, что никакого обмена не будет. «Все средства и экономические ресурсы, принадлежащие и удерживаемые или контролируемые НРД, должны быть заморожены, и никакие средства или экономические ресурсы не могут быть доступны этому обмену прямо или косвенно», — подчеркнуто в в разъяснениях ЕК.
Обмен активами и при прежних решениях в с таким трудом согласованных рамках шел нелегко. Запрет ЕС задает этому вопросу новый уровень сложности. «Пока неясно, есть ли здесь поле для диалога, — говорит финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов. — Нужно понимать, что все решения подобного рода связаны исключительно с политической плоскостью. Здесь бессмысленно искать финансовую логику».
Активы останутся замороженными до момента, пока все стороны не захотят приложить действительные усилия для разрешения проблемы. По словам главного аналитика Neomarkets Олега Калмановича, решение Еврокомиссии, скорее всего, продиктовано двумя соображениями. Во-первых, оказать очередной акт политического давления, то есть затруднить процесс обмена активами с российской стороной, несмотря на организацию процедуры обмена с помощью счетов типа «С». При этом интересы собственных граждан, которые инвестировали в российские ценные бумаги и оказались заложниками ситуации, не преследуются. Причина установки препятствий также не выдерживает критики и формальна — Национальный расчетный депозитарий, который попал под санкции, не является непосредственным участником процесса и выполняет регистраторские функции. И это известно авторам очередных недружественных инициатив.
Во-вторых, западные финансовые организации зарабатывают на удержании российских активов. Суммы заработка уже достигли значительных показателей. «Европейцы будут стараться как можно дольше и как можно больше удержать у себя российские активы, которые приносят им значительную прибыль, — продолжает тему руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. — Так, только за 2023 год бельгийский депозитарий Euroclear выручил от операции с российскими активами 4,4 млрд евро. Полагаем, что по итогам 2024 года сумма будет еще выше — за счет надежности вложений в условиях их безотзывности». В долгосрочной перспективе такие меры могут иметь нежелательные последствия и для самих европейских инвесторов. Дальнейшая эскалация санкций и контрмер может привести к еще большему усложнению финансовых операций и обмена активами на международной арене.
«В целом, данный запрет ожидаем и предсказуем, кроме того, Euroclear уже объявлял, что не будет перерегистрировать активы, приобретенные в результате обмена, — напоминает консультант юридической фирмы О2 Consulting Ирина Бондаренко. — Запрет является напоминанием о проводимой санкционной политике ЕС. Было бы странно, если бы ЕС разрешил обходить свои же санкции. Кроме того, не исключены и политические мотивы, ведь инициатива по обмену исходила от российской стороны и предоставляла решение некоторых проблем для российских лиц». Процедура обмена, действительно, могла бы помочь решить проблему и иностранных инвесторов, у которых активы заморожены на счетах «С», однако, проблемы, возникающие у иностранцев в связи с введением санкций, не принято подчеркивать за пределами России, отметила юрист.
Адмирал Сергей Авакянц рассказал, каким должен быть военный моряк
Нельзя отрицать, что могут найтись инвесторы, готовые принять на себя риски и попытаться обменять активы, вопреки указаниям ЕК. Также существует возможность получения индивидуальных лицензий на разблокировку или обмен, однако не исключено, что в их получении может быть отказано. «Еврокомиссия хоть и не является органом законодательной власти в отличии от Совета ЕС, но она готовит законодательные акты для их принятия, — поясняет юрист фирмы «Томашевская и партнеры» Валерия Зибарева. — Поэтому если Еврокомиссия придерживается позиции, что такие операции не разрешено производить, шансов на успех мало».
Скорее всего, власти ЕС, как и в остальных случаях, пытаются просто угодить США, которые не приемлют каких-либо послаблений, пусть и по отношению к мелким инвесторам, которые могли бы участвовать в такого рода сделках. По мнению доцента кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова Екатерины Новиковой, теперь сторонам придется искать посредников, через которых соответствующие сделки смогут быть осуществлены. В любом случае, иметь пусть и замороженные акции лучше в сравнении с замороженными рублями на счетах: стоимость акций может и вырасти за определенный срок.
Оставить комментарий
Вы должны войти чтобы комментировать..