Минфин не поддержал предложение бизнеса определить максимально допустимый уровень налоговой нагрузки. Об этом сообщил источник в ведомстве, информацию подтвердили официально. Ранее объединения предпринимателей (РСПП, «Деловая Россия», ТПП и «ОПОРА России») выдвигали идею зафиксировать совокупные налоговые платежи на определенном уровне, чтобы правительство в дальнейшем при любых налоговых реформах ориентировалось на него. Против этого предложения нашлось два аргумента. По оценке ведомства Антона Силуанова, идея бизнеса нереализуема из-за большой доли нефтегазовых доходов в бюджете и сильно разнящегося уровня налоговой нагрузки по отраслям.
В конце февраля бизнес-объединения направили премьер-министру Дмитрию Медведеву 25 предложений по увеличению темпов экономического роста через поддержку предпринимательства. Второй пункт программы — «определение предельного уровня налоговых и неналоговых изъятий, обеспечивающего инвестиционную привлекательность бизнеса», а также «фиксация на длительный период неизменных принципов налогообложения». Эти принципы бизнес предлагал внести в основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики.
Приверженность этой идее и готовность ее продвигать на прошлой неделе подтвердил глава РСПП Александр Шохин.
Как пояснил «Известиям» источник в Минфине, на практике реализовать это не представляется возможным.
— Это создает серьезные угрозы для бюджета и фактически разрушает созданную сегодня систему, которая определяет уровень налоговой нагрузки индивидуально. У нас есть стимулирующие исключения для IT, малого бизнеса, аграриев и многих других. Всех стричь под одну гребенку, допустим, в 40%, представляется странным, — высказал он мнение.
В пресс-службе Минфина «Известиям» сообщили, что «фиксация уровня фискальной нагрузки на бизнес невозможна» в связи с большой удельной долей нефтегазовых доходов в структуре доходов федерального бюджета, величина которых крайне волатильна. Особенно «учитывая тот факт, что этот уровень сильно разнится по отраслям, таким образом, по сути, бизнес предлагает утвердить не одно такое значение, а целый набор значений».
Бизнес-сообщество готово рассмотреть аргументацию Минфина, но по-прежнему считает, что зафиксировать уровень предельной налоговой нагрузки — реальная задача, заявил «Известиям» президент организации «ОПОРА России» Александр Калинин.
— У Минфина уже сейчас есть методика определения налоговой нагрузки. Если ведомство ее раскроет и допустит обсуждение со стороны бизнеса, все выиграют, — сказал он, подчеркнув, что уже сегодня ведомство достигло важных успехов в налоговой политике, например, создав специальный налоговый режим для микробизнеса.
Александр Калинин напомнил, что по подсчетам Минфина уровень налоговой нагрузки на бизнес сегодня в среднем составляет 31,6% (от выручки).
— Бизнес предлагал сегодняшний уровень и зафиксировать, — напомнил он.
Сегодня предприниматели уплачивают в казну ряд налогов, прежде всего на прибыль (20%), НДС (18%), на имущество (2,2%), а также акцизы, транспортный и земельный налоги, НДПИ в зависимости от специфики деятельности. Кроме того, бизнес уплачивает еще 30% от фонда оплаты труда в качестве социальных взносов в пенсионную и медицинскую системы.
Пороговый уровень налоговой нагрузки можно оставить на текущем уровне, согласился первый вице-президент Азиатско-Тихоокеанского Банка Вячеслав Андрюшкин.
— 30% — это тот уровень, который позволит развиваться. Хотя, конечно, отдельные категории предприятий нуждаются в том, чтобы им сокращали налоговую нагрузку, — уверен он.
В предложении бизнеса есть здравая основа, отметил профессор кафедры правового регулирования экономики и финансов РАНХиГС Анатолий Селюков.
— Есть так называемая кривая Лаффера — закономерность, которая говорит о необходимости для любого государства установления вот этой максимальной планки налоговых изъятий. Причем речь идет не только о налогах, но и обо всех обязательных платежах для бизнеса вообще, таких, как социальные взносы, — рассказал он. — Согласно этой кривой, уровень отчислений в 40–50% является предельным. Если определять предельный уровень налоговой нагрузки, то необходимо включать и налоговые, и неналоговые платежи.
Впрочем, по мнению Анатолия Селюкова, предложение бизнес-сообществ можно обратить как на пользу экономике (если закрепить неповышение налогов для несырьевого бизнеса), так и во вред (если смягчить условия для сырьевых отраслей). В последнем случае произойдет закрепление «голландской болезни» российской экономики, добавил он.
— Для отраслей, которые определяют перспективы экономического роста, вообще нужно снизить нагрузку. При этом сырьевой сектор и торговля могут платить больше налогов, — предложил профессор РАНХиГС.
Согласно решению президента, налоговая политика в России остается неизменной до 2018 года включительно. Обсуждения дальнейших изменений уже идут. Их инициаторами выступают как экспертные группы (Центр стратегических разработок Алексея Кудрина и Столыпинский клуб омбудсмена Бориса Титова), так и бизнес-объединения и правительство (Минэкономразвития).
Оставить комментарий
Вы должны войти чтобы комментировать..